Кружок «Веселая кисточка»
Программа кружка по изобразительному искусству «Веселая кисточка»
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда ,
Когда он живёт в мире игры , сказки , музыки ,
Фантазии , творчества .
Без этого - он засушенный цветок .
В . А . Сухомлинский
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Задачи кружка:
- воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- техническая– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных и друзей.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму(для дошкольников);
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети от 3 до 12 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Понедельник с 17-00 до 18-00
с 18-00 до 19-00
Суббота с 12-00 до 13-00
с 13-00 до 14-00
Продолжительность занятия 45-60 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- бумага для акварели
- картон белый
- тонированная бумага
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Практические – упражнения, игровые методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в МБУК « КДЦ им. В.Н Сосина».
- Участие в районных выставках и конкурсах в течение года.
Показатели прохождения рабочей программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят по определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы
- Развиваются навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству
«Веселая кисточка»
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Материал |
|
Октябрь
|
1.Изучение основ живописи. Рисуем пейзаж. Изучение фитопечати. Необычные техники рисования – выдувание из трубочек |
Изучить основы живописи, работу с различными красками и кистями. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже, дать представление об осеннем пейзаже, учить рисовать пейзаж по мокрому листу, придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, использовать различные способы рисования деревьев |
Бумага, краски, кисти, листья деревьев, коктейльные трубочки, зубные щетки, стеки, репродукции картин И.Левитана.. |
|
Ноябрь |
Изучение различных видов декоративной росписи-гжель, городецкая роспись.
Необычные техники рисования- орнамент с помощью ватных палочек. |
Познакомить детей с различными видами декоративной росписи, их элементов, учить рисовать узор из бутончиков и листьев по мотивам Городецкой росписи. Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи ( прямые линии различной толщины, точки, сеточки), воспитывать уважение к мастерам. Познакомить с необычной техникой рисования с помощью ватных палочек. |
Изделия Городецких мастеров, образцы посуды гжель, бумага, вода, палитра, гуашь, круглые и плоские кисти, ватные палочки. |
|
Декабрь |
Рисование птиц, рисование по мотивам русских народных сказок, новогодняя тема- открытка, снежинки, Дед Мороз и Снегурочка. |
Учить детей рисовать птиц, передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым, вспомнить героев русских сказок, учимся иллюстрировать сказки, поговорить и рассказать о празднике Новый год, |
Тонированная бумага, акварельная бумага, акварельные краски, гуашь, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с птицами, русские народные сказки, образцы новогодних открыток, снежинки. |
|
Январь |
Рисование по мокрому листу, изучение акварельных красок, рисование с натуры, подготовка открыток к празднику 23 февраля. |
Научить детей рисовать акварельными красками по мокрому листу, рассмотреть смешение красок, научить рисовать с натуры, дать понятие света и тени, подготовить подарки для родных и друзей к 23 февраля. |
Акварельная бумага формата А4, акварель, кисти, вода, гуашь, ваза с цветами, открытки |
|
Февраль
|
Продолжение изучение видов декоративной росписи «Золотая Хохлома». «Жостовский поднос», изучение техники «граттаж» |
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством; учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения; Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом – «жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности элементы. Изучение техники «граттаж» |
Хохломские изделия, шаблоны тарелок и ложек, тонированные желтой гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки. Гуашь, кисти круглые, вода, салфетка, палитра, жостовские подносы ( шаблоны), тонированные черной гуашью, образцы подносов. |
|
Март |
«Мамочка милая моя»- подготовка к празднику 8 марта, продолжение изучения основ живописи. Рисование пейзажей на тему ранняя весна. |
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности, подготовить открытки для мам. Изучить линию горизонта, научить основам перспективы, изучить признаки прихода весны, научить изображать пробуждение природы на бумаге. |
Бумага, акварельные краски, гуашь, палитра, вода, кисти тонкие и толстые |
|
Апрель |
Изучение необычных техник рисования, беседа о Дне космонавтики, рисование на тему космоса. Рисование цветущих деревьев. |
Продолжать учить смешивать различные краски( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги, закрепить умение печатать по трафарету, учить рисовать ракеты, летающие тарелки, воспитывать аккуратность в работе. Изучить способы рисования цветов, деревьев, подготовка фона акварельными красками. |
Картон синего цвета, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, планет, зубные щетки, иллюстрации. Акварельная бумага, акварель, гуашь.
|
|
Май |
Закрепление знаний и умений, повторение основ светотени, рисование пейзажей, необычные техники рисования (сочетание восковых мелков и акварели), подготовка открыток к 9 мая. |
Научить методу рисования восковыми мелками и акварелью, контурному рисованию (с помощью клея ПВА), повторить основы перспективы, знаний о свете и тени, рассказать о празднике Дня Победы, о великом подвиге нашего народа, попытаться выразить на бумаге свое отношение к этому великому дню. Подготовить открытки родным и близким. |
Акварельная бумага, восковые мелки, акварель, клей ПВА, гуашь, вода, кисти. |