Кружок «Волшебное тесто»
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность лепки из теста
- на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
- создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
- во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
- получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
- в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
- по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
- свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
- само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легкоотстирывающимся и доступным материалом.
Срок проведения: с 1 октября по 31 мая
Возрастная группа: дети 4-7 лет- первая группа
дети 7-12 лет- вторая группа
Периодичность занятий:
среда с 17-00 до 18-00
с 18-00 до 19-00
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 45- 60 минут
Место проведения кружка: КДЦ им. В.Н.Сосина
Цель кружковой деятельности:
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов.
Задачи кружковой деятельности:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
4. Изучить различные виды декоративно – прикладного искусства.
5. Развивать коммуникативные навыки детей.
Изделия из соленого теста являются украшением любого интерьера, так же могут быть подарочным сувениром к любому празднику.
Принципы составления программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с практикой.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы подведения итогов объединения:
Проведение мастер – классов;
Участие в клубных тематических выставках;
Участие в районных и окружных конкурсах;
Итоговая выставка.
Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста
Октябрь.
Цикл занятий «Овощи и фрукты», «Цветы»: «овощи», «фрукты», «корзина с грибами», « подсолнечник», «ромашки и розы»
Задачи:
1. Изучение основ тестопластики
2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3. Изучение лепки объемных фигур
3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
4. Закреплять знание фруктов и овощей.
Ноябрь.
Цикл занятий «Сказки», «Дымковская игрушка», «День матери» : «жар- птица», «белочка с орешками», «дымковская курочка с цыплятами», «подсвечник».
Задачи:
1. Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
2. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами
4. Вспомнить о сказках и сказочных героях.
5 Изучить вид декоративно –прикладного искусства «Дымковская игрушка».
Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «обезьянка», «елочка», «дед мороз и снегурочка»
Задачи:
1. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
2. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
3. Развивать чувство формы, пропорций.
4. Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Животные и птицы нашего края »: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик», «грибок- теремок», «сова».
Задачи:
1. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «День защитника отечества», «Цирк»: «клоун», «животные на арене» «открытка для папы», «военная техника», «валентинки».
Задачи:
1. Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
2. Провести беседу о дне защитника отечества, подготовить подарки для пап и дедушек.
3. Развивать наблюдательность.
4. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
Март.
Цикл занятий «Восьмое марта», «Сокольская керамика»:
«Ваза с розами», «открытка для мамы», «кувшин», «сокольская тарелочка»
Задачи:
1. Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
3. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
4. Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.
5. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
6. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель.
Цикл занятий «Подводный мир», «Зоопарк»: «Панно -подводный мир», «узорные рыбки», «слоник», «жираф».
Задачи:
1. Учить детей лепить рыбок, морского конька и других подводных обитателей.
2. Повторение способов декоративного оформления поделок с помощью различных предметов (колпачков фломастеров, стеков, штампов)
3. Развивать технические умения и навыки.
4. Воспитывать аккуратность.
Май.
Цикл занятий «День победы», «Цветы», «Декоративные панно для кухни» : «голубь мира», «сакура», «самовар», «кофейное панно».
Задачи:
Побеседовать с детьми о празднике «День победы». Подготовить подарки для родных .
- Изучить способы лепки цветов.
- Побеседовать с детьми о важности декоративно- прикладного искусства, оформление кухни
- Закрепить знания и умения, приобретенные в ходе занятий.