Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта

ВИА "Серпантин"

ВИА «Серпантин»

Руководитель ансамбля – В.В. Бухаёлев.

 

 «Добрая мечта и неутолимое желание ее исполнить – значит, что мечта исполнится».

 Силован Рамишвили

Ты еще не с нами? Мы ждем тебя!

Добро пожаловать в наш музыкальный мир!

Вокально – инструментальный ансамбль «Серпантин» создан осенью 2015 года при финансовой поддержке МБУК «КДЦ им. В.Н. Сосина» в рамках проекта – с целью приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре, формирование у детей и подростков музыкального вкуса к современным и классическим произведениям, воспитание нравственных и эстетических чувств. Его основу составляли подростки (ребята в возрасте от 9-17лет) Сергиево-Посадского района.

Занятия проводятся каждый четверг с 17.00 до 20.00 часов

     ВИА – участник культурных мероприятий. В репертуаре ансамбля – кавер-композиции.

В планах ансамбля записи новых песен, участие в фестивалях и конкурсах, гастрольные поездки по Сергиево-Посадскому району.

Кружок ВИА призван содействовать гармоничному развитию личности, стимулировать самодеятельное творчество и инициативу, повышать качество организации досуга и отдыха подростков.

В основе проекта систематизирован опыт  создания творческих коллективов, на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных акустических и электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры и аккомпанированию.

Проект состоит из 4 основных разделов:

- краткое описание;

- цели и задачи;

- метод реализации;

- план занятий;

Краткое описание.

Количественный состав групп обучающихся: от 3 до 8 человек. Наличие материально - технической базы, просторного помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса, воспитательных мер позволяет создать свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит дальнейшее развитие творческой  личности подростков. Проект имеет четкую художественно-эстетическую направленность, в процессе рассмотрения и утверждения может быть дополнен и расширен. Интерес подростков к деятельности  ВИА позволит привлечь их к занятиям в кружке, заполнить активным содержанием их свободное время, развить их творческие способности и самодисциплину, чувства коллективизма и ответственности.

Актуальность: Кружок ВИА должен обеспечить формирование высоконравственной, духовно богатой личности подростков.

Цели и задачи кружка.

 Задачи: Наполнение активным содержанием свободного времени подростков; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения.

 

Цели: Приобщение подростков к  основам мировой  музыкальной культуры; развитие музыкально - эстетического вкуса; развитие самостоятельного музыкального творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего  свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения.

Метод реализации.

Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные занятия, концертные выступления.

План занятий.

Учебно-тематический план.

Проект рассчитан на всех желающих – подростков Сергиево-Посадского района. Первый год обучения составляет  120 часов (по 3 академических часа в неделю, каждый четверг). Второй год предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляет 120 часов (по 3 академических часа в неделю, каждый четверг). Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой реализации подростками своих творческих способностей.

I год обучения

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

практика

Индивидуальные занятия на инструменте.

Постановка голоса.

Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)

Групповые занятия на инструментах.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы).

Вокально- ансамблевая работа.

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Работа с электроаппаратурой

Итого: 120 часов \ в год.

II год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

теория

Практика

Вокально-ансамблевая работа.

Творческие часы, Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в концертах, беседы, слушание).

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Основы музыкальной грамоты.

Работа с электроаппаратурой.

Звукооператорская деятельность.

Индивидуальная работа с подростками.

Итого: 120 ч \ в год

Содержание программы.

I год обучения.

Индивидуальные занятия на инструменте.

Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения: теоретические сведения  основ музыкальной грамоты;  знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение,  строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.

Электрогитара.

Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,  возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.

Практические сведения: функции бас - гитары, ритм - гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм - гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; импровизация.

Ударные инструменты.

Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты. Посадка, постановка рук при игре. Устройство и расположение инструмента на концертных  выступлениях; возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах. Игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.

Клавишные инструменты.

Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры  на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Теоретические сведения: роль клавишного инструмента  в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху, исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

Постановка голоса.

Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.

Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. Правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; импровизации.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

Творческие часы. Концертная деятельность.

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства;  рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.

Практические занятия: участие в мероприятиях культурно-досугового центра, праздниках, творческие встречи с другими группами.

Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности культурно-досугового центра; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами; понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное творчество.

Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.

Работа с электроаппаратурой.

Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях культурно-досугового центра; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

II год обучения.

 Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности культурно-досугового центра; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами; понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация.

Творческие часы. Концертные выступления.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях академии.

Практическая работа: участие в мероприятиях культурно-досугового центра, культурных мероприятиях; проведение творческих часов,  совместно  с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.

Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.

 

Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

Концертная (творческая)  деятельность.

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия: музыкальное оформление различных мероприятий, дискотек; участие в городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия; участие в мастер - классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

Работа с электроаппаратурой.

Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях культурно-досугового центра; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

Звукооператорская деятельность.

Теоретические сведения: выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.

Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время мероприятий культурно-досугового центра.

Индивидуальная работа.

Теоретические сведения: солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах.

Практическая работа: исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение  мастер-классов; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

Материально - техническое оснащение кружка ВИА.

Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее:

- акустическая гитара (1-3 шт.);

- электрогитары (бас и ритм, соло- гитара);

- ударная установка (бас - бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки);

- клавишные: синтезатор - рабочая станция.

- микрофоны(4 шт.);

- микшерный пульт,

- усилитель,

- колонки (мощностью не менее 150 Вт),

- монитор,

- стойки для микрофонов (3 шт.).

Группа первого года обучения может включать в себя от 5 до 20 человек. На втором году обучения основной состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Инструменты должны быть тщательно настроены, их  звучание  умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году занятия в кружке является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы  (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер - классах, гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива и определяет его лицо.