ВИА "Серпантин"
ВИА «Серпантин»
Руководитель ансамбля – В.В. Бухаёлев.
«Добрая мечта и неутолимое желание ее исполнить – значит, что мечта исполнится».
Силован Рамишвили
Ты еще не с нами? Мы ждем тебя!
Добро пожаловать в наш музыкальный мир!
Вокально – инструментальный ансамбль «Серпантин» создан осенью 2015 года при финансовой поддержке МБУК «КДЦ им. В.Н. Сосина» в рамках проекта – с целью приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре, формирование у детей и подростков музыкального вкуса к современным и классическим произведениям, воспитание нравственных и эстетических чувств. Его основу составляли подростки (ребята в возрасте от 9-17лет) Сергиево-Посадского района.
Занятия проводятся каждый четверг с 17.00 до 20.00 часов
ВИА – участник культурных мероприятий. В репертуаре ансамбля – кавер-композиции.
В планах ансамбля записи новых песен, участие в фестивалях и конкурсах, гастрольные поездки по Сергиево-Посадскому району.
Кружок ВИА призван содействовать гармоничному развитию личности, стимулировать самодеятельное творчество и инициативу, повышать качество организации досуга и отдыха подростков.
В основе проекта систематизирован опыт создания творческих коллективов, на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных акустических и электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры и аккомпанированию.
Проект состоит из 4 основных разделов:
- краткое описание;
- цели и задачи;
- метод реализации;
- план занятий;
Краткое описание.
Количественный состав групп обучающихся: от 3 до 8 человек. Наличие материально - технической базы, просторного помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса, воспитательных мер позволяет создать свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит дальнейшее развитие творческой личности подростков. Проект имеет четкую художественно-эстетическую направленность, в процессе рассмотрения и утверждения может быть дополнен и расширен. Интерес подростков к деятельности ВИА позволит привлечь их к занятиям в кружке, заполнить активным содержанием их свободное время, развить их творческие способности и самодисциплину, чувства коллективизма и ответственности.
Актуальность: Кружок ВИА должен обеспечить формирование высоконравственной, духовно богатой личности подростков.
Цели и задачи кружка.
Задачи: Наполнение активным содержанием свободного времени подростков; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения.
Цели: Приобщение подростков к основам мировой музыкальной культуры; развитие музыкально - эстетического вкуса; развитие самостоятельного музыкального творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения.
Метод реализации.
Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные занятия, концертные выступления.
План занятий.
Учебно-тематический план.
Проект рассчитан на всех желающих – подростков Сергиево-Посадского района. Первый год обучения составляет 120 часов (по 3 академических часа в неделю, каждый четверг). Второй год предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляет 120 часов (по 3 академических часа в неделю, каждый четверг). Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой реализации подростками своих творческих способностей.
I год обучения
Содержание и виды занятий
Кол-во часов
Теория
практика
Индивидуальные занятия на инструменте.
Постановка голоса.
Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)
Групповые занятия на инструментах.
Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы).
Вокально- ансамблевая работа.
Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Работа с электроаппаратурой
Итого: 120 часов \ в год.
II год обучения.
Содержание и виды занятий
Кол-во часов
теория
Практика
Вокально-ансамблевая работа.
Творческие часы, Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в концертах, беседы, слушание).
Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).
Основы музыкальной грамоты.
Работа с электроаппаратурой.
Звукооператорская деятельность.
Индивидуальная работа с подростками.
Итого: 120 ч \ в год
Содержание программы.
I год обучения.
Индивидуальные занятия на инструменте.
Шестиструнная гитара.
Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
Электрогитара.
Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.
Практические сведения: функции бас - гитары, ритм - гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм - гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; импровизация.
Ударные инструменты.
Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты. Посадка, постановка рук при игре. Устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента.
Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах. Игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.
Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.
Теоретические сведения: роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; импровизации; основы ансамблевой игры.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху, исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.
Постановка голоса.
Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.
Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. Правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; импровизации.
Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие часы. Концертная деятельность.
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практические занятия: участие в мероприятиях культурно-досугового центра, праздниках, творческие встречи с другими группами.
Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности культурно-досугового центра; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами; понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное творчество.
Ансамблевая работа.
Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация.
Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.
Работа с электроаппаратурой.
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях культурно-досугового центра; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
II год обучения.
Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности культурно-досугового центра; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами; понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация.
Творческие часы. Концертные выступления.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях академии.
Практическая работа: участие в мероприятиях культурно-досугового центра, культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.
Ансамблевая работа.
Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и импровизация.
Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.
Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практические занятия: музыкальное оформление различных мероприятий, дискотек; участие в городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия; участие в мастер - классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
Работа с электроаппаратурой.
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях культурно-досугового центра; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
Звукооператорская деятельность.
Теоретические сведения: выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.
Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время мероприятий культурно-досугового центра.
Индивидуальная работа.
Теоретические сведения: солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах.
Практическая работа: исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение мастер-классов; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
Материально - техническое оснащение кружка ВИА.
Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее:
- акустическая гитара (1-3 шт.);
- электрогитары (бас и ритм, соло- гитара);
- ударная установка (бас - бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки);
- клавишные: синтезатор - рабочая станция.
- микрофоны(4 шт.);
- микшерный пульт,
- усилитель,
- колонки (мощностью не менее 150 Вт),
- монитор,
- стойки для микрофонов (3 шт.).
Группа первого года обучения может включать в себя от 5 до 20 человек. На втором году обучения основной состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Инструменты должны быть тщательно настроены, их звучание умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году занятия в кружке является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию). Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер - классах, гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива и определяет его лицо.